Главная

Охрана атмосферного воздуха на предприятии


Теоретическая часть по охране атмосферного воздуха на предприятии

Производственные документы предприятия по вопросам охраны атмосферного воздуха от загрязнения

Требования законодательства по охране атмосферного воздуха

Производственный контроль и анализ эффективности деятельности по охране атмосферного воздуха

Теоретическая часть по охране

атмосферного воздуха на предприятии

Основным видом воздействия хозяйственных (промышленных) объектов на состояние воздушного бассейна является загрязнение атмосферного воздуха выбро­сами загрязняющих веществ, тепла, водяного пара, аэрозолей. Загрязнение воздушного бассейна происходит в результате поступления в него продук­тов сгорания топлива, выбросов газообразных и взвешенных веществ от различных производств, выхлопных газов автомобильного транспорта, ис­парений из емкостей для хранения химических веществ и топлива, пыли с узлов погрузки, разгрузки и сортировки сыпучих строительных мате­риалов, топлива, зерна и т.п. К источникам воздействия на атмосферный воздух относят точечные, линейные или площадные объекты выброса взвешенных и химических загрязняющих веществ. По функциональному назначению источники воздействия связаны с деятельностью различных производств предприятия. Каждый источник выброса характеризуется размерами, высотой, конфигурацией, интенсивностью выброса (выделе­ния) загрязняющих веществ в атмосферу, ориентацией и расположением на местности. В результате выброса загрязняющих веществ увеличивается за­грязненность воздуха, меняется температурно-влажностный режим воз­душного бассейна, возникают моросящие осадки, туманы, увеличивается облачность.

Промышленные и транспортные выбросы в атмосферу, содержат взвешенные и газообразные загрязняющие вещества и характеризуются объемом, интенсивностью выброса, температурой, классом опасности и концентрацией загрязняющих веществ. Зоной влияния промышленного предприятия на атмосферный воздух в соответствии с ОНД-86 считается территория, на которой суммарное загрязнение атмосферы от всей сово­купности источников выбросов данного предприятия (объекта), в том чис­ле низких и неорганизованных, превышает 0,05 ПДК. Зоны влияния объек­тов и предприятий определяются по каждому вредному веществу или ком­бинации веществ с суммирующимся вредным воздействием отдельно.

Виды и количество загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосфе­ру промышленным предприятием зависят от технологических процессов производств. В целях охраны атмосферного воздуха на предприятии состав­ляют перечень производств и объектов, являющихся источниками загрязне­ния атмосферы, с указанием видов загрязняющих веществ в выбросах, их класса опасности и параметров выбросов. При этом определяют:

  • объекты и производства - источники загрязнения атмосферы;

  • характеристики источников выброса (размеры, высота, расположе­ние на местности);

  • перечень вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, класс их опасности, нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК);

  • перечень комбинаций вредных веществ с суммирующим вреднымвоздействием, класс их опасности;

  • количество загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу объектом или производством, интенсивность и параметры выбросов;

  • приземные концентрации загрязняющих веществ на территории объекта, в границах санитарно-защитной зоны (СЗЗ) и на приле­гающей селитебной территории;

  • величину валовых выбросов загрязняющих веществ от организован­ных и неорганизованных источников по отдельным производствам и в целом по предприятию;

  • параметры возможных залповых и аварийных выбросов.

В соответствии со ст.14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, которымустанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Для охраны атмосферного воздуха технологические выбросы, а также вентиляционные выбросы после местных отсосов, содержащие пыль, вредные газы в превышающих предельно допустимые выбросы количествах, должны подвергаться очистке перед выбросом в атмосферу.

Применяемые методы очистки выбросов в воздушный бассейн разнообразны и отличаются как по конструкции аппаратов, так и по технологии обезвреживания.Их классификация по принципу действия (см. таблицу).

Группа

Наименование группы

Вид оборудования

I

Сухие механические

пылеуловители

Пылеосадительные камеры, циклоны (одиночные, групповые, батарейные)

11

Мокрые пылеуловители

Мокропленочные циклоны (ЦВП, СП-ВТИ), циклоны-промыватели (СИОТ), струйные мокрые пылеуловители (ПВМ), полые, насадочные, вентури

III

Промышленные фильтры

Рукавные фильтры (СМЦ, ГЧ-БФМ, ФВК), волокнистые (ФВГТ),

зернистые, сетчатые пылеуловители

IV

Электрические пылеуловители

Сухие и мокрые электрофильтры

V

Аппараты сорбционной (химической) очистки

Абсорберы, адсорберы

VI

Аппараты термической и термокаталитической очистки газа от газообразных примесей

Печи сжигания, каталитические

реакторы

Вверх

Производственные документы предприятия (организации)

по вопросам охраны атмосферного воздуха от загрязнения

Организационные документы по охране атмосферного воздуха:

  • приказ по предприятию о назначении лица, ответственного за экс­плуатацию и обслуживание установок очистки газа;

  • должностные инструкции для персонала обслуживающего установ­ки очистки газа,

  • паспорта на каждую установку очистки газов;

  • план проверок эффективности работы газоочистного оборудования;

  • инструкции по эксплуатации и обслуживанию установок очистки газа;

  • приказ о порядке ведения журналов учета работы установок очистки газов;

  • график планово-предупредительного (текущего) ремонта установок очистки газа.

Перечень и необходимость установки ГОУ устанавливается проектом строительства.

Первичная учетная документация по охране атмосферного воздуха:

  • ПОД-1 "Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик" (Записи ведутся по мере проведения замеров параметров источников загрязнения и данных обработки результатов лабораторного анализа отобранных проб);

  • ПОД-2 "Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха" (Заполняется не реже 1 раза в квартал и подписывается работником соответствующей службы);

  • ПОД-3 "Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок" (Заполняется ежедневно и подписывается работником соответствующей службы. На каждую пылеулавливающую установку в журнале отводится отдельный лист).

Данные первичного учета, занесенные в типовые формы первичной учетной документации по охране атмосферного воздуха используются на предприятии для осуществления производственного контроля, для заполнения формы статистической отчетности 2-ТП (воздух) и правильного внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Государственная статистическая отчетность:

  • форма № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха».

Документация подтверждающее право предприятия на выброс загрязняющих веществ в атмосферу:

  • проект нормативов ПДВ (том "Охрана атмосферы и предельно допустимые выбросы (ПДВ)"), согласованный органами в области охраны окружающей среды;

  • разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу (с приложениями);

  • норматив допустимых выбросов установленный органами в области охраны окружающей среды сроком на 5 лет;

  • план-график контроля на предприятии за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов и на контрольных точках (постах);

  • лимиты на выбросы (ВСВ) устанавливаются природопользователю при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и действуют только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов;

  • план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с целью достижения нормативов ПДВ;

  • технический отчет по контролю за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласно плану-графику контроля.

Документация по реализации мероприятий сокращения выбросов загрязняющих веществ в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ):

  • приказ руководителя предприятия о порядке перехода в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) на заданные режимы с указанием ответственных лиц за проведение мероприятий по предприятию, производствам, цехам, участкам и иным объектам, а также лиц ответственных за организацию приема оповещения и введения мероприятий по снижению выбросов;

  • журнал регистрации приема предупреждений о НМУ от органа Росгидромета на предприятии;

  • план мероприятий по предупреждению аварийных выбросов загрязняющих атмосферу.

Документация по охране атмосферного воздуха при эксплуатации автотранспортных средств:

  • журнал ежедневного учета использования автотранспортных средств;

  • журнал ежедневного расхода горючего;

  • журнал пройденного километража;

  • журнал записи результатов проверок автомобилей с бензиновыми двигателями на соответствие экологическим требованиям;

  • журнал учета измерений дымности при проверке автомобилей с дизельными двигателями.

  • сведения о государственной поверке приборов контроля дымности и газоанализаторов.

Журналы ежедневного учета использования автотранспортных средств, ежедневного расхода горючего и пройденного километража необходимы для правильного расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду от эксплуатации транспортных средств.

Документы лаборатории предприятия по контролю негативного воздейст­вия на окружающую среду (при наличии):

  • положение о лаборатории, ее паспорт;

  • документы по аккредитации (аттестации);

  • свидетельства о поверке средств измерений органами государствен­ной метрологической службы;

  • паспорта на государственные стандартные образцы состава и свойств контролируемых объектов;

  • результаты внутреннего и внешнего контроля качества выпол­няемых измерений;

  • акты отбора проб и журналы их регистрации;

  • аттестованные методики выполнения измерений;

  • журналы результатов контроля воздействий на окружающую среду.

Следует различать протоколы замеров качества промвыбросов и качества атмосферного воздуха на границе СЗЗ или других контрольных точках.

При отсутствии собственной лаборатории, должен быть в наличии договор с аккредитованной лабораторией и его реальное выполнение по оказанию соответствующих работ.

Вверх

Требования законодательства по охране атмосферного воздуха

Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения является нарушениемп. 5 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.99. № 96-ФЗ в части отсутствия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Хозяйствующий субъект, имеющий источники вредных воздействий на атмосферный воздух, обязан организовать производственный контроль согласно требований ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.99. № 96-ФЗ;

Невыполнение производственного контроля за соблюдением установленных нормативов является нарушением п.1 ст. 25, абз. 7 п. 1 ст.30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.99. № 96-ФЗ;

Несоблюдение установленных нормативов выбросов является нарушениемп. 5 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.99. № 96-ФЗ, ст.39 п.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

Информация о проведении воздухоохранных мероприятий должна находится у лица, ответственного за охрану окружающей среды на предприятии.

Выполнение мероприятий по уменьшению выбросов в атмосферный воздух является требованиемабз. 4 п. 1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.99. № 96-ФЗ.

Ведение статистического учета выбросов в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух), а также ведения первичного учета по формам ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3 является требованиемабз 7 п. 1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.99. № 96-ФЗ, п. 9 постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников» от 21.04.00 № 373.

Согласноп. 1 ст. 25 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.99. № 96-ФЗ,на предприятии должны быть назначены лица, ответственные за охрану окружающей среды в целом на предприятии, ответственные за обслуживание ГО в целом по предприятию и по цехам, ответственные за проведение производственного контроля (в случаях, если на предприятии организована экологическая служба необходимо ознакомится с должностными инструкциями и выяснить вменяется ли кому-либо в обязанности осуществление производственного контроля) - замеров от стационарных источников и автотранспорта. Ответственные должны быть назначены приказами с определением функциональных обязанностей по охране атмосферного воздуха в должностных инструкциях.

Отсутствие ответственных лиц за обслуживание ГО по цехам является нарушениемабз. а п. 1.6 правил эксплуатации установок очистки газа в редакции 1984 года.

В случае если ответственные лица за эксплуатацию ГО не проходили обучения, их наосновании требований абз. в п. 1.6 правил эксплуатации установок очистки газа в редакции 1984 годанеобходимо направлять на тематические курсы подготовки.

Вверх

Производственный контроль и анализ эффективности деятельности по охране атмосферного воздуха

При осмотре источников загрязнения атмосферного воздуха следует обратить внимание на соответствие характеристик выбросов реально существующим; соблюдение параметров работы технологического оборудования и ГОУ, предусмотренных технологическим регламентом и инструкцией по эксплуатации; оснащение ГОУ (в соответствии с проектом), в том числе:

- соответствие реально существующих источников загрязнения атмосферного воздуха учтенным в томе ПДВ и в инвентаризации источников выбросов ЗВ.

- соблюдение технологических регламентов по охране атмосферного воздуха (при их наличии);

- неучтенные в проектных материалах источники загрязнения могут представлять из себя площадки погрузки, разгрузки сырья и топлива, открытые площадки хранения пылящих, летучих веществ, если при этом происходит пыление сыпучих материалов, испарение летучих веществ (не обеспечение своевременного вывоза загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и другой деятельности является нарушениемабз. 10 п. 1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.99. № 96-ФЗ).

Осмотр стационарных источников загрязнения оборудованных ГО (газоочистным оборудованием) целесообразно проводить с лицом-представителем предприятия, отвечающим за эксплуатацию и обслуживание ГО. При осмотре проверяется правильность оформления паспортов на каждую ГОУ (газоочистную установку), соответствие инвентаризационной ведомости.

При производственном контроле проверяется соблюдение правил эксплуатации установок очистки газа 1984 года, требования других нормативных актов.

Следует обратить внимание при обследовании циклонов на: герметичность соединений, работу вентилятора (включен, присоединен), наполняемость бункера и т.п.

При эксплуатации фильтров должны соблюдаться периодичность и эффективность работы механизма встряхивания, целостность ткани, фильтры должны стоять в отапливаемом помещении и т.п.

Не соблюдение правил эксплуатации сооружений и оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух является нарушением абз. 8, п. 1, ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.99. № 96-ФЗ; правил эксплуатации установок очистки газа в редакции 1984 года.

По вопросу функционирования и эксплуатации ГОУ внимание следует уделить наличию:

  • паспорта на каждую ГОУ, актов технического осмотра установок комиссией, назначенной руководством предприятия; актов проверки эффективности ГОУ;

  • графиков планово-предупредительного ремонта технологического оборудования, вентиляционных систем и ГОУ;

  • должностных инструкции для персонала, занятого обслуживанием ГОУ;

  • документов по организации и проведению технической учебы и проверки знаний инженерно-технических работников и персонала, занятого обслуживанием ГОУ,

  • правил технической эксплуатации установок очистки газа на рабочих местах ответственных за эксплуатацию;

  • журналы учета времени работы ГОУ по форме ПОД-3;

  • инструкции по эксплуатации и обслуживанию ГОУ.

Обязательным при проведении производственного контроля является проведение инструментального контроля источников загрязнения атмосферы. Результаты инструментального контроля должны хранится на предприятии в рамках выполнения программ производственного контроля.

Установки очистки газа должны подвергаться осмотру для оценки их технического со­стояния не реже одного раза в полугодие комиссией, назначаемой руководством предприятия. По результатам осмотра составляется прилагаемый к паспорту установки акт. Кроме того, установки очи­стки газов должны подвергаться проверке на соответствие фактиче­ских параметров работы проектным параметрам не реже одного раза в год, а при изменении режима технологического оборудования, ре­монта и реконструкции установки в течение трех месяцев. Результа­ты проверок также оформляются актом и заносятся в паспорт ГОУ.

При эксплуатации передвижных источников (автотранспорта и машинотракторного парка) оформляются и учитываются:

  • документы, касающиеся состава автотранспортного парка;

  • сведения о проведенных ремонтах автотранспортного парка;

  • сведения о проведении производственного контроля;

  • наличие стендов диагностики и технического обслуживания систем питания и зажигания двигателей;

  • наличие приборов газоаналитического контроля (дымомеры, газоанализаторы);

  • наличие планов мероприятий по охране атмосферного воздуха на автотранспорте.

Важной частью воздухоохранной деятельности при эксплуатации передвижных источников загрязнения является проведение замеров отработавших газов на дымность и токсичность. Замеры проводятся: на контрольно-регулировочном пункте предприятия; при выезде с территории; на линии.

Инструментальный контроль выбросов от автотранспорта проводится в соответствие с ГОСТ 21393-75 «Автомобили с дизелями, дымность отработавших газов нормы и методы измерений», ГОСТ 17.2.2.03-87 «Нормы и методы измерений содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями». Особое внимание перед проведением замеров следует уделять изучению требований безопасности изложенных в выше обозначенных ГОСТах и паспортах приборов контроля. Количество автомобилей, подвергаемых контролю, должно составлять не менее 100 % для предприятий с числом автомобилей до 20 единиц, 30 % для предприятий с числом автомобилей до 100 единиц и более (% от находящихся в эксплуатации).

При проведении замеров обязательно оформление протоколов замеров. В случае обнаружения превышения установленных нормат