Главная

Экологическая безопасность при обращении с отходами


Теоретическая часть по экологической безопасности при обращении с отходами

Документы предприятия, регулирующие вопросы обращения с отходами производства и потребления

Рекомендации по анализу хозяйственной деятельности организации (предприятия) в сфере обращения с отходами

Соблюдение требований законодательства в сфере обращения с отходами

Теоретическая часть по экологической безопасности при обращении с отходами

Отходы производства и потребления требуют для складирования не только значительных площадей, но и загрязняют вредными веществами, пылью, газообразными выделениями атмосферу, территорию, поверхностные и подземные воды. В связи с этим деятельность предприятия (организации) должна быть направлена на сокращение объемов (массы) образования отходов, внедрение малоотходных технологий, преобразование отходов во вторичное сырье или получение из них какой-либо продукции, сведение к минимуму образования отходов, не подлежащих дальнейшей переработке, и захоронение их в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны:

- соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека;

- разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства);

- внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;

- проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

- проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов;

- предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;

- соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;

- в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления.

В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии с их компетенцией.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасного отхода составляется на отходы 1-4 классов опасности для окружающей среды, обладающие опасными свойствами: токсичностью, пожароопасностью, взрывоопасностью, высокой реакционной способностью, содержанием возбудителей инфекционных болезней. Паспорт опасных отходов — документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе. Паспорт опасного отхода составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, и утверждается территориальным органом Ростехнадзора по соответствующему субъекту Российской Федерации.

Транспортирование опасных отходов должно осуществляться при следующих условиях:

- наличие паспорта (свидетельства) опасных отходов;

- наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

- соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах;

- наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию. Обязательным условием лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами является соблюдение требований охраны здоровья человека и охраны окружающей среды. Порядок лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами определяет Правительство Российской Федерации (постановление № 340 от 23.05.2002).

В соответствии со статьей 19 Федерального закона «Об охране окружающей среды» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Статистический учет в области обращения с отходами осуществляется по форме 2-тп (отходы).

Таким образом, юридические лица и частные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются отходы, обязаны:

- вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;

- определить отнесение образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов к конкретному классу опас­ности;

- составить паспорта на опасные отходы;

- разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

- иметь лицензию на деятельность по обращению с опасными отходами (при осуществлении коммерческой деятельности).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются опасные отходы, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей природной среды и здоровья человека обращение с опасными отходами.

Вверх

Документы предприятия (организации), регулирующие вопросы

обращения с отходами производства и потребления

Организационные документы по обращению с отходами производства и потребления

- приказ о назначении лиц, допущенных к работе с опасными отходами;

- приказ о направлении лиц, допущенных к работ с опасными отходами на обучение и переподготовку;

- договоры на размещение отходов, на прием отходов от других организаций, справки о передаче промышленных отходов на полигоны ТБО, другим предприятиям;

- свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре отходов (полигоны, шламохранилища, иловые карты, золоотвалы и т.д.);

- план (планируемых) мероприятий по снижению влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды.

Учетная документация по отходам, образующимся на предприятии

- перечень отходов, образующихся на предприятии (учет отходов ведется с использованием Федерального классификационного каталога отходов);

- журналы поступления отходов на склад, хранилище, товарно-транспортные накладные, материалы инвентаризации и другие;

- результаты определения класса опасности образовавшихся отходов;

- паспорта опасных отходов (для отходов 1-4 кл.), с указанием кода отхода согласно Федеральному классификационному каталогу отходов.

Материалы по осуществлению деятельности в сфере обращения с опасными отходами

- лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов (при оказании возмездных услуг контрагентам);

- положительное заключение государственной экологической экспертизы материалов обоснования намечаемой деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, выданное лицензиату для получения лицензии;

- свидетельства (сертификаты) на право работы с опасными отходами для лиц, допущенных к деятельности по обращению с опасными отходами;

- выписка из реестра на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов;

- документы, подтверждающие наличие производственных помещений, объектов размещения отходов, соответствующих техническим нормам и требованиям оборудования, транспортных средств, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;

- средства контроля и измерений, необходимые для подтверждения соблюдения нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении лицензируемой деятельности.

Документация, подтверждающая право предприятия на образование и размещение отходов производства и потребления включает:

- проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)*;

- ежегодные технические отчеты о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах*;

- лимиты на размещение отходов*;

- ежегодная государственная статотчетность по форме 2-тп (отходы);

- мероприятия по наблюдению за состоянием окружающей среды на объектах (местах) хранения, захоронения отходов и о периодичности их осуществления.

*не требуется для субъектов малого и среднего предпринимательства

Вверх

Рекомендации по анализу хозяйственной деятельности организации (предприятия) в сфере обращения с отходами

Ознакомление с документам, регламентирующими деятельность в сфере обращения с отходами

Примерный перечень документов, которые могут характеризовать деятельность предприятия:

1) правоустанавливающие документы на пользование (аренду) земельными участками;

2) организационно-распорядительные документы по организации и осуществлению работ в сфере обращения с отходами производства и потребления:

- приказ о назначении лиц, допущенных к работе с опасными отходами, приказ о направлении лиц, допущенных к работе с опасными отходами на обучение и переподготовку, свидетельства на право работы с опасными отходами для лиц, допущенных к деятельности по обращению с опасными отходами;

- инструкции по обращению с отходами;

- положение о производственном экологическом контроле в области обращения с отходами производства и потребления;

3) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

4) статистические отчеты в области обращения с отходами 2-тп (отходы);

5) планы природоохранных мероприятий и отчеты об их выполнении;

6) сведения (документы) по аттестации лабораторий, осуществляющих производственный экологический контроль (если имеется лаборатория);

7) графики проведения и результаты аналитического контроля качества почв, подземных вод в системе наблюдательной сети (при наличии на предприятии специализированных объектов размещения отходов);

8) материалы инвентаризации отходов производства и потребления, в том числе паспорта и свидетельства о классе опасности (паспорта для отходов 1-4 классов);

9) документы первичного учета движения отходов (журнал ОТХ);

10) свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре (для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, имеющих на своем балансе или осуществляющих эксплуатацию объектов захоронения или длительного хранения отходов: полигоны, шламохранилища, хвостохранилища, иловые карты, золоотвалы);

11) лицензия на деятельность по обращению с опасными отходами;

12) договоры на размещение отходов, на прием отходов от других организаций, акты о передаче отходов производства и потребления на полигоны других предприятий.

Вверх

Соблюдение требований законодательства в сфере обращения с отходами

Обследование предприятия начинается с ознакомления с технологическими процессами, в результате которых образуются отходы производства, проверки соблюдения производственных процессов, а также качественного и количественного состава сырья и готовой продукции.

Образование, сбор, накопление, хранение, использование (первичная переработка) отходов является неотъемлемой частью технологического процесса и должны быть отражены в технологических регламентах и другой нормативно-технологической документации.

При изменении технологического процесса происходят изменения в количестве и качестве образующихся отходов, изменения должны быть внесены в технологический регламент в установленном порядке и должны быть отражены в ежегодном техническом отчете о неизменности технологического процесса.

Отходы потребления (твердые бытовые отходы) могут образовываться как в хозяйственно-бытовых помещениях (столовая, раздевалка), так и непосредственно в производственных помещениях (склад сырья, склад готовой продукции и т.д.). Кроме этого, источником образования бытовых отходов может служить территория самого предприятия, при уборке которой накапливаются отходы.

Места складирования, временного размещения отходов производства и потребления на территории предприятия (их границы, площадь, обустройство, объемы размещения отходов) должны соответствовать утвержденной карте-схеме в составе ПНООЛР и требованиям СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».

Требования к местам размещения отходов и местам (площадкам) временного хранения отходов:

- наличие твердого покрытия, исключающего попадания стока в грунтовые воды (асфальтированное, бетонированное и др.);

- расположение вдали от производственных и бытовых помещений;

- оборудованы навесами, предотвращающими попадание атмосферных осадков на временно размещенные отходы во избежание загрязнения окружающей среды,

- охраняемые в течение суток.

Сбор, временное хранение, использование, учет отходов на территории предприятия должны осуществляться в порядке, разработанном и утвержденном руководителем предприятия. Распространенным является утверждение «Инструкции по сбору, временному хранению, использованию отходов, передаче их на размещение (утилизацию), по учету отходов на территории предприятия» по каждому виду отходов или в целом, по всем видам отходов. В инструкции указываются вид отхода, класс опасности, на каких стадиях производственного процесса он образуется, где происходит временное хранение отхода, каким образом и с какой периодичностью осуществляется вывоз отходов.

Накопление, транспортировка, обезвреживание и захоронение отходов должно осуществляться в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.1322-03, СП 2.1.7.1038-01.

Требования к упаковке отходов:

Отходы 1 класса опасности - герметичные емкости (стальные баллоны), в отдельном помещении, во избежание допуска попадание случайных лиц;

2 класса опасности – в полиэтиленовых мешках;

3 класс опасности – бумажных мешках;

4 класс опасности – могут храниться без тары (упаковки), на специально отведенной для этих целей площадке или сразу вывозятся на полигон для захоронения. Для исключения пыления сверху отходы плотно укрываются пленкой;

5 класс опасности – могут быть собраны в конусообразные кучи, исключающие пыление.

Транспортировка отходов должна осуществляться в специально оборудованном транспорте, исключающем возможность потерь по пути следования и загрязнения окружающей среды.

Транспорт для перевозки жидких и пастообразных отходов должен быть снабжен шланговым приспособлением для слива. При перевозке твердых и пылевидных отходов необходимо самостоятельное устройство или тара с захватными приспособлениями для разгрузки автокранами полигона. При работе с пылевидными отходами необходимо увлажнение на всех этапах погрузки, транспортировки, выгрузки и разравнивания.

Требования по учету отходов

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести учет (ч.1 ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-Ф) образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных.

Учет отходов ведется с использованием Федерального классификационного каталога отходов, который представляет собой перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду. Федеральный классификационный каталог отходов утвержден Приказом МПР России от 02.12.02 № 786 (зарегистрирован в Минюсте 09.01.03 № 4107).

Первичный учет. Сдача отходов (образующихся в подразделении в процессе производства) на склад, должна оформляться накладными на внутреннее перемещение. В случае последующего использования отходов в производстве должны быть оформлены требования-накладные (в соответствии с приказом Минфина РФ от 01.10.2000 «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций»). Образование и движение отходов производства, неисправимого брака, которые не могут быть использованы в данной организации должны учитываться на субсчете 10-6 (прочие материалы), отходы производства и вторичные материальные ценности, используемые, как твердое топливо, должны учитываться на субсчете 10-3 (топливо).

Журнал первичного учета отходов (журнал ОТХ) ведется непосредственно на участках, цехах в свободной форме с указанием количества образовавшихся отходов за смену (сутки, месяц, квартал).

Передача или получение отходов от одной организации к другой с целью их размещения на специально отведенных местах и (или) использования их в качестве вторичного сырья для производства продукции осуществляется при наличии договора. Договор на размещение отходов на специализированных объектах размещения отходов должен заключаться со специализированной организацией, имеющей лицензию и разрешительные документы (ст. 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» 24 июня 1998 года N 89-ФЗ).

Фактическая передача должна осуществляться на основании актов приема – передачи отходов, в котором указано: наименование организации сдающей отходы, наименование объекта для размещения отхода, наименование и количество отхода, химический состав или класс опасности, вид тары и упаковка, способ обезвреживания или утилизации, подписи ответственных лиц сдавшего и принявшего отходы предприятия.

В практике обращения с отходами существует следующая процедура - после сдачи отходов на объект предприятие получает контрольный талон о приеме отходов с указанием наименования отходов и фактического количества. В контрольном талоне сдачи отходов на объект хранения должно быть отражено: наименование объекта, принявшего отход; наименование предприятия сдавшего отход; лицо, ответственное за сдачу отхода; дата приема; гос. № машины; тара; количество, наименование отхода; лицо, принявшее отход (должность, фамилия, подпись, дата).

Все документы, подтверждающие передачу отходов вторым лицам, должны храниться на предприятии в течение календарного года.

Ежегодный государственный учет отходов ведется по форме государственного статистического отчета 2-тп (отходы), своевременно (не позднее 03 февраля) сдается в Управление Ростехнадзора и в органы государственной статистики (п.2 ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» 24 июня 1998 года № 89-ФЗ).

При проверке достоверности данных отчета 2-тп (отходы) сверяются сведения из журналов первичного учета, актов приема-передачи отходов, накладных на перемещение отходов, а также количества отходов в расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный год.

Отходы производства не должны постоянно накапливаться на территории предприятия, часть из них может быть переработана на самом предприятии, часть передана сторонним организациям для дальнейшей переработки и утилизации. Все эти вопросы должны быть отражены в Плане мероприятий по переработке и утилизации отходов. Предприятие обязано выполнять мероприятия, связанные с утилизацией отходов производства (п.1 ст.51 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ; ст.11 Федерального закона«Об отходах производства и потребления» 24 июня 1998 года № 89-ФЗ).

Определение фактической массы отходов в соответствии с лимитами (образование на площадках временного хранения) осуществляется следующим образом: производится измерение объемов (массы) отходов, определение концентраций содержащихся в них веществ и установление по этим данным массы отхода в период времени.